23.10.2020

УЧЕНИКИ ГИМНАЗИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ХАКАССКИХ УЧЕНЫХ

Ученые Хакасского государственного университета провели исследование по оценке состояния здоровья и психоэмоционального статуса подростков с различной компьютерной занятостью. Программа начала реализовываться с 2019 года. Авторский коллектив представлен преподавателями кафедры общепрофессиональных дисциплин медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова. К работе были привлечены и студенты старших курсов университета.

Программа обследования включала заполнение анкет и опросников, оценку состояния центральной и вегетативной нервной системы, функциональную оценку деятельности мозга, уровня сформированности высших психических функций по отношению к возрастной норме, оценку памяти, внимания, мышления.

На первом этапе исследователи анализировали особенности компьютерной занятости школьников, наличие и частоту встречаемости функциональных нарушений в состоянии здоровья учащихся с различным использованием интернета, в том числе – с интернет-зависимостью. Выявлялись такие функциональные расстройства, как повторяющиеся головные боли, боли в животе, в спине, повышенная утомляемость, слабость (состояние астении), нарушения сна.

Один из фрагментов исследования включал оценку адаптационного состояния школьников, в его выполнении принимали участие студенты-старшекурсники университета, а также учащиеся Национальной гимназии.

Подростки Хакасии, пришли к выводу психологи, в интернете «пропадают», но не больше, чем их ровесники из других регионов России. Девушки в основном проводят время в социальных сетях, а большинство юношей чаще увлекаются виртуальными играми.

Результаты исследования позволяют оценить влияние компьютерной занятости на здоровье современных подростков, развитие у них нарушений физического и психоэмоционального статуса и порекомендовать им обоснованные методы предупреждения и коррекции выявленных расстройств.

Результатом научно-исследовательской деятельности стала статья, опубликованная в монографии «Вопросы современной науки».

По итогам исследования были созданы программы для ЭВМ: «Кибер-аддикция и здоровье подростков», «Интернет и рецидивирующие боли», «Адаптационное состояние школьников» и «Интернет и подростки». Разработаны и внедрены в практику работы педагогов-психологов Национальной гимназии новые технологии: «Способ оценки психоэмоционального статуса детей и подростков с различной компьютерной занятостью» и «Способ оценки расстройств психопатологического спектра у подростков с кибер-аддикцией», оформлены Акты внедрения.

Исследование проводилось при поддержке Министерства образования и науки и Минздрава Республики Хакасия.